Как помочь маленькому ребенку подружиться с книгой и полюбить сам процесс чтения?

Начните с поэзии, которая нравится вам!

Почти все родители, во всяком случае большинство из них, хотят, чтобы их дети любили читать. Потому что это считается очень полезным. Однако читающих детей в нашей стране становится все меньше. Особенно быстро теряет популярность поэзия. Между тем именно стихи могут помочь ребенку полюбить чтение.

Что следует делать, чтобы малыш полюбил стихи? Во-первых, нужно ему их читать. Это понимают абсолютно все мамы и папы. Многие взрослые и в самом деле покупают своему ребенку многочисленные яркие книжки, старательно читают их ему, а результат вопреки ожиданиям почему-то равен нулю. Отчего так получается? Есть несколько причин.

1. Родители часто читают своим детям то, что им самим вовсе не кажется интересным.

Понятно: это же совсем маленький ребенок. Что ему прикажете читать? То, что для таких несмышленышей предназначено. Приведу всего один типичный пример – стишок из красочной, отлично иллюстрированной книжки для детей. Имя автора не называю: это не так важно (поверьте, подобные „поэтические шедевры” буквально у всех авторов совершенно одинаковые). Итак, „Улитка”.

Улитка устала.

Труден был путь.

Тяжел ее домик-ракушка.

Улитка устала.

Пора отдохнуть

На мягкой пуховой подушке.

А можно чаю с вареньем попить,

Сыграть в домино или шашки.

А можно еще телевизор включить –

Смотреть целый вечер мультяшки.

Почему это – для детей? Потому что про улитку. Считается, что для ребятишек надо писать о зайчиках, белочках, улиточках. Умильно, бессмысленно и откровенно скучно. Понятно, что самому взрослому человеку это тоже скучно. Но он верит, что раз это для детей издано, значит, ребенку может понравиться. Ничего подобного! Так что запомните первую заповедь стихового воспитания: читать детям надо только то, что нравится ВАМ САМИМ.

2. Родители часто думают, что главное – это ПОНИМАНИЕ ребенком того, что они читают.

Разумеется, речь идет об элементарном понимании слов и предложений: их значения и смысла – а не о каком-то „понимании поэзии”. Поэтому, во-первых, выбирают такие стихи, которые, по их мнению, детям понятны, то есть самые примитивные и опять же „детские”. А во-вторых, не просто читают, а все ребенку растолковывают – как на уроке в школе. На самом же деле, как это ни странно, понимание не имеет особого значения. Главное – не понимание, а эмоциональное проживание стихотворения.

Известно, что Корней Чуковский (именно он разработал основы воспитания на стихах в раннем детстве, и именно его взгляды лежат в основе этой статьи) читал своим совсем маленьким детям отнюдь не детские стихи. Так, например, его дочь, Лидия Корнеевна Чуковская, вспоминала, как отец читал им стихотворение Баратынского „Пироскаф”:

Дикою, грозною ласкою полны,

Бьют в наш корабль средиземные волны.

Вот над кормою стал капитан:

Визгнул свисток его.

Братствуя с паром,

Ветру наш парус раздался недаром:

Пенясь, глубоко вздохнул океан!

Это он читал, катая детей в лодке по морю. Понятно, что сам Баратынский очень удивился бы, если бы узнал, что это стихотворение можно читать маленьким детям и что им оно очень понравится при этом. Однако было именно так. Причем Чуковский ничего детям не объяснял. Он просто читал стихотворение, передавая голосом восторг человека, который влюблен в море, который отправился в долгожданное плавание. И дети понимали: не слова, а эмоции.

3. Многие родители читают своим детям исключительно прозу.

Им кажется, что прозаические тексты может читать любой человек, а читать стихи надо все-таки уметь. И вот именно они-то и не умеют. К тому же они убеждены, что стихи вообще не любят. На самом деле, если человек хорошо читает стихи, то это, конечно, помогает увлечь ими и ребенка. Но если вы совсем не умеете читать стихи, это не помеха. Важно не умение, а увлечение. Именно увлеченность взрослого заражает малыша. А что касается нелюбви к стихам, то все, что мы теперь любим, когда-то нам было неизвестно – и мы этого не любили. Стихи полюбить можно. Большинство тех, кто уверен в своей нелюбви к стихам, к сожалению, подобны герою известной серии анекдотов – мальчику Вовочке.

Как-то учительница музыки спросила Вовочку, любит ли он Бетховена. „Не-е, не люблю!” – ответил Вовочка. „И какие же произведения Бетховена тебе не нравятся?” – поинтересовалась учительница. „Так я его не слушаю. Я же сказал: я его не люблю!” – логично ответствовал Вовочка. Он ни одной вещи Бетховена не слышал – и поэтому его „не любит”. Так и многие взрослые: никогда не прочли ни одного стихотворения просто из интереса, для себя. Стихи они читали и заучивали в школе по заданию учителя литературы. Потому их и „не любят”.

На самом же деле всякий нормальный человек может какие-то отдельные стихи любить, а какие-то другие ему не понравятся. Просто надо их читать. Тем более чтение стихов не требует много сил и времени. И если вам что-то нравится, то можно это и малышу прочесть. Даже если это пока малопонятно для него. Важно, чтобы эмоции, которые передает стихотворение, были переданы при чтении, чтобы ребенок их почувствовал – и тогда все будет хорошо.

4. Многие думают, что все без исключения стихи несут некую информацию. И именно ее надо донести до ребенка.

Ничего подобного! Информацию несут учебники, статьи в газетах, журналах и подобного рода изданиях. А у поэзии совсем иная роль.

Возьмем стихотворение „Веселый гном” Жени Усовича (автор стихотворения сам еще школьник):

В ветхом домике без печки

Жил веселый старичок.

Кипятил он чай на свечке,

Заварив травы пучок.

Жарил ягоды на солнце,

Одуванчики солил

И под вечер на оконце

Комаров чайком поил.

На сосне искал иголку,

Чтоб латать себе штаны.

Вместо зеркала на полку

Ставил краешек луны.

Ночью звездные дорожки

Бородою подметал.

То, что падало, в лукошко

Осторожно собирал.

Ну а утром звезды эти

Сеял дома, под окном:

Чтобы знали все на свете,

Где живет веселый гном!

Почему это нравится детям? Даже трехлеткам понятно, что это шутка. Не может никто подметать небо бородой. Это забавно и интересно.

Ритм и мелодика. К сожалению, многим взрослым непонятна специфика поэзии. Дело в том, что поэзия – искусство пограничное: между музыкой и литературой. Иногда – ближе к музыке.

Содержание в стихах выражается в значительной мере РИТМОМ и МЕЛОДИЕЙ – независимо от слов. Дети как раз особо чувствительны именно к ритму и мелодике стиха. Это отмечает опять же Корней Чуковский. Некоторые детские „стихи” (самими малышами сочиненные) он называл „экикики”, потому что они бессмысленны, но ритм в них есть. И вот малыша привлекает именно этот ритм.

Некоторые маленькие дети способны часами громко повторять такие „экикики”, явно получая от этого большое удовольствие. Таким образом ребенок сам себя воспитывает: прививает себе любовь к поэзии. Но взрослых это часто почему-то раздражает.

Если вы действительно хотите, чтобы ваш малыш полюбил чтение, начинайте со стихов. Любой маленький ребенок способен их полюбить. И добиться этого несложно. Не отдавайте дело в чужие руки.

Родителям достаточно соблюдать несколько простых правил.

Читайте малышу только то, что вам нравится.

Ничего не объясняйте, не растолковывайте: важно, чтобы ребенок эмоционально прожил стихотворение, а остальное значения не имеет.

Старайтесь читать так, чтобы показать свою увлеченность. Демонстрируйте, что вам нравится это стихотворение, заражайте сына или дочь своим увлечением, покажите, что стихи – это весело и интересно, что они поднимают настроение.

Если ребенок, как вам кажется, ничего не понял, не может пересказать стихотворение, искажает его смысл – не обращайте внимания: важно, чтобы малышу было интересно.

Не обязательно читать детям только те стихи, которые написаны специально для них. Если это написано именно для детей, не обязательно должно им нравиться. Читайте все, что, по вашему мнению, ребенок может эмоционально воспринять.

Делайте это достаточно регулярно, но не в виде уроков, не дидактически. Лучше, если это будет выглядеть просто как общение, как приятное совместное времяпрепровождение.

Не стоит рассчитывать, что увлечь вашего ребенка чтением может какой-то наемный педагог. То, что читает мама, и то, что читает чужой человек, – далеко не одно и то же. Стихотворение может понравиться малышу уже потому, что он его услышал впервые именно с маминого голоса.

 

Вадим Слуцкий, педагог // Мой ребенок. – 2011. – № 12.

Проверь себя!

С библиотекой на ты!

Написать письмо