17 июля 2014

Путь в прошлое по следам спецпереселенцев. Джепт

Начало дня

Судьба улыбнулась в очередной раз. Последняя декада июня выдалась дождливой, пасмурной, никак не подходящей для дальнего похода. Но день, который выбрали для того, чтобы завершить начатое дело ыбские исследователи, выдался солнечным, ярким, приятным. Это был третья экспедиция в Джепт по планам инициатора исследовательской работы по полякам-спецпереселенцам Марины Колеговой, заведующей библиотекой села Ыб.

Ребята собрались рано к рейсовому автобусу. Три девчонки – Юлия Королёва, Кристина Турова, Елена Турьева - и  мальчики, Илья Захаров и Данил Осипов, под руководством Марины Геннадьевны начали этот субботний вояж с поездки на автобусе до реки Сысолы. Затем переправа на катере. На берегу группу ждал водитель  небольшого автобуса, домчавший нас в посёлок Яснэг, где к нам присоединились проводник Николай Осипов и коллега Марины Геннадьевны – библиотекарь Римма Некрасова.

Покинули Яснэг, и сразу началась история. 

Два Николая Николаевича – проводник и водитель, Римма Александровна, дополняя друг друга, рассказывали о том месте, в котором живут уже давно, не мыслят себя без родных мест. Наверное, звучит высокопарно, но мне постоянно встречаются люди - настоящие патриоты нашего края.

Дорога в восемнадцать километров пролетела незаметно. И столько подробностей узналось – дорога в лес называлась «малым БАМом». Перед крутым подъёмом дороги проводник сказал, что перед нами Марта-гцра. Оказывается, подъём не всегда удавалось преодолеть гружёным лесовозам и его подсыпала женщина по имени Марта. Название подъёма закрепилось и осталось, хотя давно это было.

Затем машина остановилась,  мы дальше пошли пешком. 

Путь в прошлое

Да, без натяжки, это был путь в прошлое. Около двух километров по лесной дороге с остановками для того, чтобы представить, как жили люди в этих краях. Вот  место, где находился посёлок Джепт, получивший название по реке, на которой был построен. Здесь теперь вырос лес. Но Николай Осипов отчётливо помнит, где находилась начальная школа, где была контора лесопункта, улицы. Население посёлка насчитывало около тысячи человек. Жили в бараках. Верней всего, молодые люди даже слова такого не знают. А практически это было жильё, через которое прошло не одно поколение советских людей. Заглянула в Википедию и узнала, что слово это пришло из французского языка и означало оно «временное, быстро возводимое дешёвое строение, как правило, одноэтажное и деревянное». Да, в СССР бараки были одним из основных типов жилья рабочих до начала массового жилищного строительства отдельных квартир в 60-ые годы прошлого века. В двух местах нам встретились остатки бараков – свидетелей того времени. Посёлок был исключён из учётных данных 5 сентября 1967 года.

Установили первую табличку с надписью «Джепт. Здесь нашли последний приют спецпереселенцы, высланные из Польши в 1940 году».

Переправа, переправа

Переправа ждала нас не только через реку Сысолу, на пути была узкая, извилистая речушка Джепт длиной всего в 14 км, которую пришлось переходить дважды. Николай Николаевич, Илья и Данил определили места, где было наиболее удобно сделать переход, помогали дамам справиться с ним – не каждый день ходишь по тонкому мокрому брёвнышку. Никто не пострадал. Вода в речке холодная, водятся хариусы. Николай Николаевич приглашал порыбачить.

Здесь всегда тишина

Миновав топкое место, заходим в лес. Сосны, рябины, берёзы оберегают место, где покоятся те, кто жил здесь и работал в лесопункте. Кладбище старое, но оно не производит впечатления заброшенного. Как-то особо ощущается остановившееся время. Здесь – чувствуется по многим приметам – бывают, верней всего, потомки тех людей. Наверное, заворачивают и случайные путники – охотники и рыбаки. Цель нашей экспедиции – оставить вторую табличку на этом месте, где похоронены спецпереселенцы, оказавшиеся здесь не по своей воле, судьбой которых занимаются юные краеведы–исследователи под руководством Марины Геннадьевны. Вторая табличка увековечила это место. Николай Николаевич, наш проводник, в который раз вспоминает, как жили в те годы, как работали. Вспоминает всех добрым словом. Он уже давно активно включился в поисковую работу. Достаёт письма, которые приходят к нему из Польши, обсуждает с библиотекарями планы дальнейших дел. 

Проводник

О проводнике хочется сказать особо. Несмотря на солидный возраст, 76 лет, Николай Николаевич бодр, ведёт за собой всех, успевает и рассказывать, и ничего вокруг не упустить из виду. Он идёт первым, прокладывая дорогу, выбирая, как лучше пройти, куда свернуть. Топор в его руках – помощник и мастер. Имея ясный ум, наблюдательность, отвечает на все интересующие нас вопросы, вспоминает людей, с которыми довелось жить и трудиться в этих местах. Рассказывает и о себе – за долгие годы трудовой деятельности пришлось быть рабочим, трактористом, бульдозеристом, мастером леса. Охотник, рыбак, грибник. Пример для подражания – здоровый и активный образ жизни помогает стать долгожителем.

Я  уверена, что эта экспедиция надолго (а может, навсегда) останется в памяти ребят, участвовавших в ней. История не книжная, а настоящая, «живая», к которой мы прикоснулись.

Светлана ТЮРНИНА.

dghept.jpg

На фото: Некрасова Римма Александровна, библиотекарь Яснэгской библиотеки-филиала 

Проверь себя!

С библиотекой на ты!

Написать письмо